Стоп-факторы импортозамещения в ИТ: что мешает компаниям быстро перейти на российские аналоги зарубежных ПО

Процесс импортозамещения программных продуктов начался еще несколько лет назад. Тем не менее до 2022 года многие компании не спешили отказываться от привычных зарубежных сервисов. В связи с чем на конец 2021 года доля отечественного программного обеспечения составляла всего 30-35%. Прошлый же год внес существенные коррективы, которые послужили импульсом к ускорению цифровой трансформации. Из-за геополитической обстановки, санкций, отозванных лицензий зарубежных ИТ-игроков, указа правительства РФ № 166 о запрете использования иностранного ПО, сотни российских компаний уже были вынуждены отказаться от привычных инструментов и сервисов и экстренно перестраивать свою ИТ-инфраструктуру под новые требования.

Правительство как ключевой регулятор процесса замещения зарубежного софта и оборудования выпускает различные директивы, в том числе постановление РФ № 1478 для КИИ, согласно которым субъекты больше не могут закупать иностранное программное обеспечение. Вместе с этим государство оказывает различные меры поддержки разработчикам в виде грантов, упрощенной системы налогообложения для тех, кто зарегистрировал свой продукт Реестре, а также возмещает затраты на внедрение отечественного ПО (постановление РФ № 1031), чтобы к 2024 году доля российского ПО в госструктурах превысила 90%, а в госкомпаниях – 70%.
Наша компания является производителем российской платформы наблюдаемости GMonit, которая обеспечивает бесперебойную работу сервисов с помощью комплексного мониторинга производительности приложений, инфраструктуры, пользовательского опыта, а также помогает идентифицировать технические сбои, препятствующие развитию бизнеса наших клиентов. Инструмент востребован среди крупнейших ритейлеров страны, технологических лидеров в области создания цифровых продуктов для финансовой отрасли и других компаний, имеющих в своем арсенале highload-системы. В прошлом году мы на собственном опыте ощутили рекордный рост спроса на отечественное ПО в целом и на наше решение в частности. Тем не менее у некоторых компаний все еще нет четкого понимания по алгоритму выстраивания новой ИТ-инфраструктуры. Что же тормозит процесс перехода на российские аналоги и как преодолеть эти барьеры? Расскажем далее.
Стоп-фактор №1: «Нет подходящих аналогов»
Поскольку большая часть компаний уже лишилась лицензий от вендоров, выбирать альтернативу сервисам приходится быстро, поэтому проведение качественного и глубокого анализа не всегда представляется возможным. Помимо этого, во многих компаниях все еще сохраняется консервативный подход к использованию привычных продуктов и внутренняя неготовность к переходу. Отсюда рождается миф, что подходящих отечественных аналогов нет. В действительности достойные альтернативы привычному ПО есть. Проблемы эффективности подбора нового продукта зачастую связаны не только с отсутствием достаточного количества времени и консервативными взглядами компании, но и с недостаточным опытом специалистов внутри компании, которые привыкли работать с определенными инструментами. Появляются трудности в проведении качественного анализа рынка предложений. Решить данный вопрос можно с помощью привлечения команд-разработчиков релевантных продуктов, которые помогут разобрать конкретный кейс и предложат пути решения задач. Полезно будет организовать демо-встречу, чтобы вникнуть в технические тонкости решения, провести пилотный запуск продукта, оценить результаты и далее уже думать о масштабировании. За время тестового периода компания сможет «прощупать» возможности ИТ-продукта и увидеть насколько он соответствует текущим задачам и ожиданиям клиента.
Стоп-фактор №2: «Продержимся на старых решениях»
Чтобы обеспечить внедрение нового инструмента или сервиса, необходимо провести колоссальную работу: сформировать функциональные и нефункциональные требования к новому продукту, проанализировать рынок предложений, выбрать сервис, провести пилотное внедрение, затем обеспечить бесшовный переход, адаптировать бизнес-процессы к новому ПО, обучить персонал для дальнейшей работы, настроить ИТ-инфраструктуру для эксплуатации нового решения. Процесс долгий и трудоемкий, особенно для крупных компаний. Не все готовы к таким вложениям. Поэтому, несмотря на санкционный режим, некоторые компании все еще стараются сохранить использование старых технологий и инструментов. Концентрируются на закрытии точечных задач и попросту «тушат пожары». Такой подход может работать какое время, но со временем компании начнут теряют контроль над своими системами, поэтому работа по переходу должна быть комплексной и системной. Если бизнес не решает свои задачи с помощью качественных инструментов, их сервис теряет свою функциональность и перспективы развития.
Стоп-фактор №3: «Обойдемся самописными продуктами»
Когда компании располагают временем, разработка самописного инструмента может стать решением задачи по переходу на российское решение. Но нужно понимать, что только на создание MVP такого ПО компания потратит 4-6 месяцев, а запуск полноценной версии будет возможен только через 7-8 месяцев. Если прибавить сюда время на отладку инструмента, реальные результаты от работы сервиса компания увидит не ранее, чем через 9-10 месяцев. И это не считая дополнительных временных и финансовых затрат, которые потребуются на формирование инхаус-команды. Быстрым решением вопроса может быть выбор готового решения. К примеру, после интеграции нашего ИТ-продукта – платформы наблюдаемости GMonit, результат не заставляет себя ждать – данные о работе системы начинают сразу поступать на дашборд и позволяют клиенту тут же обеспечить работоспособность своих распределенных ИТ-систем.
Стоп-фактор №4: «Некому заняться интеграцией новой системы»
После завершения этапа по формированию требований к продукту, анализа рынка и выбора сервиса последует этап подготовки к внедрению и дальнейшая интеграция решения. Появляется вопрос наличия компетенций внутри компании – опытных экспертов, способных осуществить бесшовный переход и перенос ИТ-инфраструктуры. Потребуется адаптировать бизнес-процессы к новому ПО, обучить персонал для дальнейшей работы, настроить всю работу систем для эксплуатации нового решения. Также с течением времени компании будет необходимо масштабирование продукта. Решить данные вопросы сможет разработчик, который будет сопровождать клиентов на всех этапах. Наша команда при интеграции платформы наблюдаемости GMonit берет все эти задачи на себя и обеспечивает компаниям комфортный переход на российское решение.
Стоп-фактор №5: «Ждем параллельный импорт»
Если говорить о параллельном импорте продуктов массового пользования, то такая схема, вероятно, может для кого-то считаться рабочей. В случае же, скажем, с корпоративными ПО, где количество лицензий осязаемо, велики риски потратить деньги и не получить при этом необходимый эффект. Если рассматривать продукты для ИТ-мониторинга, то известные зарубежные вендоры, учитывая свой статус и репутацию, не будут даже рассматривать такую модель ведения бизнеса и взаимодействия с клиентами. Тем более, в настоящий момент к теме параллельного импорта сейчас оказывается пристальное внимание со стороны всех заинтересованных в этом вопросе организаций, в том числе регуляторов.
Стоп-фактор №6: «Бюджета нет»
Так сложилось, что уход зарубежных вендоров совпал с тем финансовым периодом, когда бюджеты на год уже были расписаны и утверждены, поэтому оперативно решить вопрос финансирования у многих компаний не получилось. С того момента прошло несколько кварталов, поэтому большая часть компаний при формировании новых стратегических целей закладывала бюджет на решение вопроса импортозамещения программных продуктов. Российские разработчики сервисов также входят в положение компаний и предлагают различные форматы сотрудничества, чтобы максимально упростить и облегчить процесс перехода. Кроме того, обращаясь к программам государства по возмещению затрат на внедрение отечественного ПО, миграция компаний со старого на новое ПО становится более доступной.
Резюме
Процесс перехода на российское ПО у компаний может занять длительное время. Поэтому чем раньше этот процесс будет запущен, тем быстрее компании адаптируются к новым условиям, станут импортонезависимыми и достигнут своих бизнес-целей. Задача сложная, но осуществимая. Если до 2022 года компании воздерживались от лишних изменений, то директивы правительства и отозванные лицензии вендров заставили компании взглянуть на вопрос импортозамещения под другим углом. На российском рынке уже давно представлены российские решения, которые станут достойной альтернативой полюбившимся зарубежным продуктам. Чтобы провести максимально быструю перестройку инфраструктуры, обеспечить бесперебойную работу своих сервисов, помимо подходящего продукта, потребуется ресурсы и компетентные специалисты. Если в компании такие специалисты отсутствуют, команда разработчиков ИТ-продукта может произвести все работы самостоятельно. Например, наша команда, реализуя проекты по внедрению платформы ИТ-мониторинга GMonit, сопровождает клиентов на всех этапах: от анализа технических требований и пилотного внедрения до масштабирования и технического обслуживания. Мы помогаем адаптироваться сотрудникам клиента к новому решения, проводим обучения и делаем все, чтобы обеспечить комфортный процесс импортозамещения инструментов ИТ-мониторинга. Кроме того, мы оказываем содействие нашим клиентам в получении компенсации от государства, если такая необходимость существует. Данный критерий также можно использовать в оценке потенциального партнера.